Перевал Чике-Таман – природная красота и величие Алтая #134
05.11.2023
— алтай Перевал Чике-Таман – является особо охраняемым памятником природы республиканского значения. Он не самый высокий, но, по мнению многих любителей Горного Алтая, один из самых живописных и красивых. Круглый год сюда приезжают тысячи туристов, благо, что вокруг сформирована вся необходимая инфраструктура для активного отдыха.
Перевал располагается в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень. Он начинается с 659-го км. Чуйского тракта и имеет протяженность 11 км. Несмотря на равенство (4 км.), подъем кажется более длинным, чем спуск. Дорога буквально вырублена в горном массиве и образует серпантин с многочисленными поворотами и изгибами. Климат в районе перевала резко континентальный – с коротким летом и продолжительной зимой. Наибольшее количество осадков приходится на теплое время года. Средняя температура воздуха на вершине +14° в летнее время и – 17° зимой.
История перевала Чике-Таман и окрестных мест
Дорога на перевале появилась очень давно. Археологи утверждают, что уже в 10-12 веках через эти места шли караваны купцов и войска завоевателей. До начала 20 века это была довольно сложная конно-тележная тропа, которая насчитывала более 100 поворотов. Название Чике-Таман переводится с алтайского языка как «Прямая подошва». По одной из легенд данное выражение образно описывает крутизну дороги: «при подъеме на перевал тот, кто шел позади, мог видеть подошвы обуви человека, шедшего впереди».
Тропа постоянно меняла локацию, что еще больше усложняло движение. В 1903 г. было завершено строительство, а точнее «окультуривание» старой дороги по проекту русского инженера Шишкова В.Я. Это был очень талантливый ученый, хорошо изучивший здешние места и уже руководивший строительством Чуйского тракта. Большинству из нас он знаком как автор известного произведения «Угрюм-река». Со смотровой площадки современной дороги еще можно увидеть остатки старого пути, активно зарастающего растительностью.
Процесс развития государства потребовал строительство новой дороги. В 30-е годы прошлого века здесь была проложена трасса с щебеночным покрытием, которая в последующие десятилетия постоянно улучшалась. Однако, со временем, она тоже перестала отвечать требованиям растущего народного хозяйства и, через некоторое время после завершения Великой Отечественной войны, вновь был поднят вопрос о ее реконструкции.
Трасса в ее сегодняшнем виде появилась относительно недавно – в 1984 году. Работы по прокладке были чрезвычайно трудоемкими и затратными. Процесс строительства заставил переместить более 500 тыс. тонн грунта, взорвать более десятка скал, расширять насыпь и делать пологими крутые склоны. Современная дорога широкая, с качественным асфальтовым покрытием и двухполосным движением. Разметка четкая и хорошо заметна даже ночью. Вдоль обочины обустроены «карманы» и площадки для кратковременной стоянки, имеется множество информативных щитов и предупреждающих знаков.
Перевал сегодня
Высота перевала составляет 1295 м. над уровнем моря. Он на 420 м. ниже соседнего Семинского, однако, как отмечают многие путешественники, Чике-Таман кажется более высоким. Ощущение высоты здесь создается благодаря сложному рельефу окружающей местности: по одну сторону от дороги идут огромные вертикальные скалы, по другую – глубокие обрывы и пропасти.
Сегодня Чике-Таман – это одна из популярных туристических точек, организованное посещение которой входит во многие туры по Горному Алтаю. Отдельно в большинстве санаториев, домах отдыха, курортах предлагаются автобусные экскурсии. Если вы планируете ехать, например, из Бийска, то автопутешествие на перевал пот хорошей погоде составляет 7-8 часов. Из них 6,5-7 ч. занимает дорога и один час отводится на экскурсию по вершине. Но следует помнить, что в ряде случаев ваши коллеги-туристы заранее договариваются с водителем на 2-3 дополнительные остановки, что может значительно увеличить общее время экскурсии.
Насколько сложна эта дорога для водителя, настолько же она интересна и для пассажира автомобиля или комфортабельного автобуса. С каждым зигзагом им открываются новые пейзажи на крутые склоны, нижележащую местность и далекие горные вершины, что вызывает восторг у большинства туристов.
На вершине перевала оборудована платная смотровая площадка, огороженная в целях безопасности прочными перилами. Она является излюбленным местом для фотосессий у проезжающих путешественников. Отсюда открываются великолепные виды на горы Теректинского хребта, Чуйский тракт, проходящий где-то внизу, ближние и дальние окрестности. Рядом с площадкой имеется парковка, одноименное кафе и небольшой мини-рынок. Здесь можно купить:
- сувениры местных умельцев,
- кедровые орешки;
- алтайский мед;
- чайные сборы, в том числе и знаменитый «бурятский женьшень», который еще называют «чай бессмертия»;
- различные национальные сладости;
- местные уникальные товары, например подушки с кедровым запахом;
- всевозможные товары из соседней Монголии и Китая.
Но запаситесь наличными - не со всеми продавцами можно расплатиться с помощью карты.
Территория перевала небольшая и ее состояние постоянно улучшается. Например, относительно недавно на каменной гряде разместили исторические иллюстрации о ходе строительства Чуйского тракта, рядом установили памятник дорожным рабочим. С обеих сторон дороги имеются тропинки, к самым видовым точкам. С них, не зависимо от времени года, открываются шикарные пейзажи. Вдоль тропинок стоят деревья, увешанные разноцветными ленточками. Таким образом некоторые из путешественников благодарят горных духов за их гостеприимство.
Сегодняшний Чике-Таман рад гостям в любое время года. Дорожные службы внимательно следят за состоянием трассы. Но путешественникам все равно необходимо следить за погодными условиями. Например, зимой возможны длительные снегопады, существенно снижающие возможности трафика, а в межсезонье, особенно ночью, дорога может местами покрываться тонкой наледью.
С конца весны и до середины осени среди туристов есть немало желающих пройти по перевалу пешком, в частности по старой дороге. Для них организуются соответствующие экскурсии, которые могут быть включены в общую программу отдыха на Алтае. Приобретая тур, уточните этот вопрос у оператора.
Пеший, 12-15 километровый поход, тоже не менее интересен. У туриста есть возможность окунуться в историю и поближе познакомиться с местной природой. На перевале Чике-Таман, в отличие от Семинского, нет ярко выраженных почвенно-климатических поясов, растительный мир представлен горным лугом и лесами, образованными сибирской сосной, лиственницей, кедром и березой. Среди деревьев можно увидеть папоротник и покрытые мхом камни, на склонах гор растут маральник и жимолость, необычайно красивые в весеннее время.
Луговое разнотравье поражает. Здесь можно встретить десятки видов растений, старающихся расти буквально везде. Даже горные осыпи постепенно покрываются Иван-чаем, чистотелом, барбарисом и шиповником! А вот животный мир не отличается большим разнообразием. Вблизи площадки снуют представители отряда воробьиных, небе можно заметить коршуна, пустельгу, и, если повезет, беркута, а на лужайках – куропаток и каменных дроздов.
Из млекопитающих здесь есть только длиннохвостый суслик, да вездесущие грызуны: мыши-полевки и, похожие на них, пищухи. Правда, ученые утверждают, что последние – родственники зайцев! А вот передвигаться нужно осторожно – в высокой траве или под камнями могут быть щитомордник и, не менее опасная, гадюка!
Пешие походы часто проводятся по старой дороге. По ней же организуются поездки на полноприводных автомобилях, мото- или квадроциклах, а часть туристов для этой цели используют горный велосипед. Гравийная дорога местами разбита и сильно размыта дождями, но это не пугает любознательных путешественников.
Со связью вопрос сложный. Если на всем протяжении современной автодороги на перевале устойчиво принимаются сигналы от всех российских операторов, то в пешем походе телефон местами «глохнет». Но, как советуют люди, уже попадавшие в подобную ситуацию, нужно продвинуться вперед метров на 200-250 и связь восстановится. С собой лучше взять кнопочный Nokia – в таких путешествиях он более надежен.
Как доехать до перевала Чике-Таман
Большинство достопримечательностей Алтая находятся неподалеку от Чуйского тракта. Добраться до них на автобусе или автомобиле не составит большого труда по причине хорошо развитой автомобильной сети региона. Перевал Чике-Таман не является исключением, т.к. является частью этого 600-т километрового пути. Расстояние до него зависит от точки вашего старта. Например, от Барнаула до Чике-Таман 470 км, из Бийска – 320 км, а из Горно-Алтайска – около 230 км.
Путешествующие самостоятельно могут воспользоваться междугородними автобусами из Бийска или Горно-Алтайска на Улаган, маршрут движения которых проходит через перевал. Только рассчитайте время прибытия (до 4 часов дня по местному времени). Вы успеете посмотреть близлежайшую местность и с помощью продавцов на мини-рынке решите вопрос с недорогим ночлегом.
Меры безопасности при посещении перевала
Особых мер безопасности для посещения перевала не существует, особенно когда вы едите на автобусе или автомобиле. Не смотрите в окно, если вы страшно боитесь высоты, и не подходите к краю смотровой площадки. На вершине иногда появляется чувство головокружения, которое, по мере адаптации организма, быстро проходит.
А вот в пешем походе нужна спортивная одежда (по сезону) и соответствующая обувь. Не помешают дождевик, на случай ухудшения погоды, и резиновые сапоги. Последний атрибут обезопасит от змей, встреча с которыми возможна в теплое время года. По этой же причине внимательно смотрите под ноги и на тропинку, не суйте руки в расщелины, под камни или в высокий кустарник. Еще один неприятный момент – клещи. Периодически останавливайтесь и осматривайте открытые участки тела. Не помещает и профилактическая прививка от энцефалита, которую обычно делают за 3-4 недели до планируемого путешествия.
Аптечка первой помощи практически всегда есть у водителя, гида или человека, сопровождающего группу. Но если вы принимаете какие-то «особые» лекарства, то обязательно возьмите их с собой. В случае ухудшения самочувствия, сообщите об этом старшему группы.
Что можно посмотреть в окрестностях Чике-Тамана
Поездку на перевал Чике-Таман можно совместить с посещением других интересных мест, расположенных неподалеку.
- Эко-база «Зеленый берег» расположена в чистой природной зоне. Здесь можно остановиться на несколько дней, побродить по окрестностям, порыбачит на реке Урсул, полюбоваться на журавлей в их естественной среде обитания или уток-варнавок, которые уже практически перестали боятся человека и подплывают совсем близко. Отсюда можно съездить в село Онгудай или на священное озеро Ару-Кем. Уровень сервиса на эко-базе хороший, но серьезным минусом является малая вместимость (16 мест). Поэтому, особенно в летне-осенний сезон, вопрос заселения следует решать заранее.
- Глэмпинг «Малина» расположен между Онгудаем и Чике-Таманом и работает только в теплое время года. Проживание осуществляется в 2-4 местных шатрах. Помимо хорошего обслуживания в глэмпинге имеется стоянка, электричество, стабильный Wi-Fi, детский бассейн, баня и многое другое. При желании вам покажут бобров, выдр, норок, живущих неподалеку, сводят в ягодники и на целебные родники, познакомят с лечебными травами Алтая.
- Яломанское городище, представляющее собой вытянутый песочный пляж на слиянии Большого Яломана и Катуни, со следами неизвестного древнего города.
- Чтобы посмотреть на слияние Чуи и Катуни нужно проехать дальше (около 60 км). Данная природная достопримечательность многими считается «местом силы» и заслуживает отдельного разговора.
- Петроглифы Калбак-Таш – наскальные рисунки, оставленные древним человеком. Ученые до сих пор спорят о возрасте некоторых из них.
- База отдыха «Кордон Кур-Кечу» расположена за перевалом Чике-Таман, на 678-м километре Чуйского тракта. Здесь река Большой Ильгумень впадает в Катунь, образуя красивейшие Ильгуменские пороги, самые большие и известные тем, что здесь в последние годы проводятся соревнования по рафтингу. Данная местность отличается своеобразным ландшафтом и растительностью. Оно славится своей энергетикой, цветущим весной маральником, целебным источником Аксуу, археологическим комплексом с наскальными рисунками и большим количеством старинных легенд. Для туристов организуются конные и пешие экскурсии по эко-тропам, сплавы и рыбалка на Катуни.
Ряд путешественников советуют также посетить такие локации:
- слияние рек Урсула и Катуни;
- вершину Маяк;
- песчаные осыпи;
- мост через Катунь у села Каянча;
- туристический комплекс «Алтайское подворье».
Бывалые путешественники отмечают, что настоящий Горный Алтай начинается только за Чике-Таманом. Мнение, конечно, спорное, но в чем-то они правы. За перевалом меньше туристических комплексов и населенных пунктов, а, следовательно, и «следы влияния» человека встречается тоже реже.
Дальше, за перевалом Чике-Таман начинаются места, мало популярные у основной массы туристов. Хотя нужно отметить, что некоторые места довольно интересны:
- Уймонскую долину;
- слияние рек Катуни и Кокса;
- Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера;
- музей Николая Рериха в селе Усть-Кокса, которые могут быть тоже интересны любителям путешествий.
Добраться до них довольно сложно, дорожного сообщения к ним нет и единственный способ увидеть первобытную красоту – это отправиться туда пешком с рюкзаком за спиной. Поэтому в рамках организованного тура вы не встретите предложений с посещением этих локаций. Но если вы неудержимый фанат пеших походов по Горному Алтаю и вас не пугают трудности в виде диких троп, погодных сюрпризов, приготовления пищи на костре и ночевки в домиках без удобств, а то и под открытым небом, тогда смело можете отправляться на Чике-Таман и за его пределы, чтобы увидеть необузданную красоту этого края.
Ну это шутка конечно! До этих мест можно объехать на автомобиле, повернув направо после Семинского перевала, не доезжая Чикета...
Поделиться: