XS SM MD LG XL
Блог » Большое путешествие к перевалу Кату-Ярык

Большое путешествие к перевалу Кату-Ярык
#131

12.08.2023 — алтай

Перевал Кату-Ярык (Дел-Оозы), некогда унесший не одну человеческую жизнь, считается одним из самых сложных и коварных в Горном Алтае. Существует он с тех самых пор, как люди поселились в этих местах и стали постепенно открывать для себя этот удивительный край. Изначально перевал был простой конной тропой, соединявший между собой Улаганское плато с долиной Чулышман и дававший выход к южной стороне Телецкого озера. По сей день перевал остается единственной дорогой в долину и привлекает туристов видами, открывающимися со смотровой площадки.

626853c7af8c7dec66b3f1ce09c8fbea_w1110.jpg
Вид на перевал Кату-Ярык со смотровой площадки

Перевал Кату-Ярык в цифрах

Если вы поклонник самостоятельных автопутешествий и собираетесь в ближайшее время на Алтай, чтобы штурмовать легендарный перевал на легковом автомобиле, можете оставить эту затею. Место это предназначено исключительно для транспорта высокой проходимости и сейчас вы узнаете почему.

Ужасный и удивительный перевал Кату-Ярык, известный каждому туристу, считается самой грандиозной достопримечательностью Алтая. Перевал одновременно вызывает животный страх, щенячий восторг и незабываемое эстетическое наслаждение.

Кату-Ярык не похож на настоящий перевал. Скорее он представляет собой крутой спуск в долину Чулышман, которая в переводе с тюркского языка означает «Дурное место». Такое название дано не с проста, ведь в попытках добраться до нее погибло немало народа. Само название Кату-Ярык в переводе означает «твердое ущелье», хотя существует и другое значение как «длинная дорога». Оба эти названия соответствуют характеру перевала.

Спуск с Улаганского плато в долину начинается на высоте 1200 м над ур.м. Серпантин, протяженностью 3,8 км, уходит вниз под углом 70°, делая на своем пути 9 крутых поворотов. Грунтовая дорога довольно узкая, поэтому разъехаться на ней встречному транспорту невозможно. Единственным местом, где можно совершить маневр являются «карманы» на поворотах.

На высоте 852 м находится смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды на долину. На противоположной стороне долины находится удивительной красоты водопад «Карасай», который отлично видно со смотровой площадки. Также открывается вид на реку Чулышман и её пороги. Увиденное завораживает и вызывает сильные эмоции.

dd57968570b2e27d714243d3f9f54aa2_w960.jpg
Начало подъёма на перевал Кату-Ярык

История перевала Кату-Ярык

История «рождения» перевала в том виде, в котором его знают большинство современных туристов, довольно долгая. Всё началось в далекие довоенные годы, когда военные с заставы, находящейся в урочище Элузы, решили проложить санный путь в чулышманскую долину. Путь должен был проходить несколько южнее от основной конной тропы, которой издавна пользовались люди. Такой «сдвиг» объяснялся тем, что скальные породы, по которым проходила вьючная тропа, невозможно было преодолеть без взрывных работ. Дорога нового перевала была проложена военными до первого поворота. А потом вмешалась Великая Отечественная война и о строительстве дороги забыли вплоть до мая 1987 года.

Дело продолжила группа трех бульдозеристов-энтузиастов во главе с директором совхоза «Советский Алтай» Арсентием Васильевичем Санаа. Именно он предложил продолжить начатое военными большое дело. Без проекта и финансирования извне, исключительно силами совхоза, восстановили дорогу до первого поворота. Процесс строительства дороги был трудоемким и длительным. Жили бульдозеристы наверху перевала в войлочных юртах, самостоятельно привозя для себя продукты и необходимые вещи из Улагана.

Первое время строители использовали один бульдозер марки Т-130, но после того, как о проведении дорожно-строительных работ стало известно администрации Горно-алтайского АО, в помощь им был выделен ещё один трактор Т-130. Так, малыми усилиями дело двигалось вперед и после того, как бригада преодолела пятый поворот, к работам «подключились» проектировщики. До сих пор доподлинно неизвестно, что заставило руководство страны обратить внимание на столь смелые действия алтайцев-энтузиастов, но проект был составлен, внесен в план работ и получил свое финансирование. К делу подключились взрывники и работа пошла быстрее.

Но и здесь не обошлось без определенных сложностей. Бурильный станок, который смог бы легко раздробить скальные породы, провести к месту строительства было невозможно. По воспоминаниям рабочих, много времени уходило на взрывные работы и маневры техники. К осени 1988 года путь через перевал был проложен и ещё весь следующий год бульдозеристы прокладывали дорогу до Коо, выравнивая и расчищая её от камней. В сентябре 1989 года автомобильная дорога Кату-Ярык-Балыкча была сдана в эксплуатацию.

В день торжественного открытия дороги, по инициативе Арсентия Витальевича Санаа, со всего района было собрано более ста грузовых машин, которые повезли через перевал для жителей долины Чулышман строительные материалы, дрова, песок и другой необходимый груз. С этих пор и по сей день Кату-Ярык является для жителей долины «дорогой жизни».

fb85045eb0da11c1be8927b47e8178cc_w1110.jpg
Вид на долину Чулышмана

Как добраться до перевала самостоятельно

Итак, если вы решили отправиться в Горный Алтай на собственном транспорте и обязательно посетить перевал Кату-Ярык, вам будет интересно узнать, каким образом выстроить оптимальную логистику и совместить приятное с полезным.

На перевал ведут несколько путей, один из которых – это паромная переправа через Телецкое озеро. Поэтому, если посещение Телецкого также входит в ваши планы, можно смело воспользоваться этим путем, не делая большого крюка, добираясь по суше от одной локации к другой. Но имейте ввиду, что переправа довольно дорогая и стоимость её для одной машины – 10000 рублей. Дороговато, но с другой стороны сухопутный путь заставит потратиться на бензин и «украдет» часть времени, что особенно важное, если вы в нем ограничены. Поэтому, что в данный момент для вас удобнее и выгоднее – решайте заранее.

Если вы отправляетесь в Горный Алтай именно к перевалу, тогда наиболее оптимальным будет заехать со стороны Чуйского тракта и села Акташ. От него отходит дорога прямиком на перевал и проходит она через поселок Улаган, Улаганский перевал и Балыктуюль. Этот путь самый безопасный. По нему вы попадете на вершину Кату-Ярык, минуя серпантин. Главное, в Балыктуюле не прозевать поворот и вовремя свернуть вправо.

Если вам все-таки хочется непременно преодолеть серпантин и спуститься в долину, имейте в виду, что характер дороги не везде одинаковый. Узкий и крутой спуск почти на всем протяжении, но особенно сложный и продолжительный самый нижний участок. Переднеприводным машинам преодолеть серпантин не под силу. Многие водители уже сталкивались с ситуацией, когда приходилось вызывать на подмогу трактор, а кому-то приходило в голову двигаться задним ходом. В любом случае, на перевале нужно быть предельно осторожными и внимательными, особенно в темное время суток или в непогоду.
Что касается расстояния до перевала, это во многом зависит от того, откуда вы начинаете свое путешествие.

  • От Акташа до Кату-Ярык порядка 100 км и при хорошей погоде дорога займет 2-2,5 часа.
  • Если вы движетесь от Барнаула, то придется провести в пути 10-12 часов и преодолеть 700 км.
  • От Бийска немного ближе - 565 км (9-10 часов пути), а от Новосибирска чуть дальше – 890 км или 12-13 часов в дороге.

Чемал – ещё одно популярное место, куда туристы стараются попасть. Если вы, находясь на Чемале, решите посетить Кату-Ярык, наберитесь терпения на 7-8 часов и приготовьтесь преодолеть порядка 430 км.

Если вы хотите попасть от перевала к южному берегу Телецкого озера, вам придется преодолеть 80 км дороги, но займет это около 2,5 часа, поскольку основная часть пути – это спуск по серпантину.

Что можно посмотреть по дороге к перевалу Кату-Ярык

Достопримечательностей, которые можно увидеть по пути к Кату-Ярык и на самом перевале довольно много. В зависимости от того, какой путь вы выберете, они могут меняться, но мы расскажем о самых интересных, которые вы увидите, двигаясь по Чуйскому тракту.

  • Чуйский тракт сам по себе считается красивейшим местом. Открывающиеся по обеим сторонам тракта пейзажи не перестают удивлять своей необузданной природной красотой и вызывают восхищение в любое время года. Путешествуя по этой дороге, вам точно не будет скучно.
6c25cc0c0832e5f993f679bda4c49497_w1110.jpg
Пейзажи Чуйского тракта

Красивыми видами Чуйского тракта вы будете наслаждаться вплоть до Акташа, после чего придется выехать на Улаганский тракт и дальнейший путь пойдет вдоль берега реки Чибитки. Дорога на этом участке вполне терпимая: асфальт перемежается довольно ровной грунтовкой.

  • Первой достопримечательностью, которая будет ждать вас через 8 км пути от села Акташ, станут Красные ворота. Это рукотворная достопримечательность представляет собой проезд между двумя высокими скалами. Их высота около 50 метров, а сама скальная порода состоит из разноцветных магматических пород, образованных в результате застывания лавы. Она имеет в своем составе киноварь (ртутную руду), которая и придает им знаменитый красноватый оттенок. Зрелище довольно впечатляющее, особенно в лучах заходящего солнца. Тогда красные вкрапления киновари выглядят как капли настоящей крови.

У алтайского народа с этим местом связана красивая легенда о богатыре Кайлюке и его невесте, которую выкрал злобный алып (великан). Погнавшись за великаном, богатырю пришлось пробираться через скалы. Раздвигая узкий проход плечами, Кайлюк ободрал их до крови и её капли запеклись на скалах. Поэтому цвет у них красный.

69c3f618850e25acf10770d27315b709_w1110.jpg
Красные Ворота
  • Озеро Чейбеккёль, которое в народе называют Мертвым, находится дальше по пути всего в 3-х км от Красных ворот. Выглядит озеро довольно впечатляюще: идеально ровная водная гладь и прозрачная холодная вода. В нем вы действительно не найдете ни оного представителя флоры и фауны. Местные жители утверждают, что виной всему соединения ртути, которые в большой концентрации находятся в воде, поэтому в озере не водится рыба, а возле него не живут птицы. Но эта теория давно опровергнута. Ученые доказали, что озеро полностью изолировано и питается от подземных источников.
b10ca2f041322fbcb43ad764fb8e608e_w1110.jpg
Мёртвое озеро (Озеро Чейбеккёль)
  • Озеро Киделю расположено на Улаганском перевале на высоте 2080 метров над уровнем моря. Озеро довольно красиво и его называют фотомоделью среди озер Алтая. В этом месте царит особая спокойная атмосфера, которая располагает к размышлениям и отдыху.
  • Ещё одна достопримечательность, которую невозможно обойти стороной – это Пазырыкские курганы. Пять огромных холмов, размером от 24 до 47 метров в диаметре можно увидеть справа от дороги. Курганы называют Царскими из-за богатств, которые были в них найдены. Основная часть курганов была разграблена ещё в древние времена, но слой мерзлоты, образовавшийся в глубине, позволил сохраниться некоторым предметам быта в отличном состоянии. А в пятом кургане был обнаружен саркофаг с мумиями женщины и мужчины, предположительно знатного рода, о чем говорят многочисленные татуировки на теле мужчины и высокий парик, надетый на женщину.

В целом дорога к перевалу довольно интересная и живописная, поэтому у вас будет возможность сделать красивые фотографии и полюбоваться достопримечательностями.

Полезные советы, собирающимся посетить перевал Кату-Ярык

Каждый турист, посещающий Алтай, обязательно должен увидеть перевал Кату-Ярык. Но чтобы путешествие прошло гладко и без эксцессов, предлагаем воспользоваться советами опытных путешественников.

  • Учитывайте, что дорога на перевале сложная и преодолеть её под силу только полноприводным автомобилям, поэтому подойдите ответственно к выбору транспорта.
  • Когда приедете на перевал не начинайте спуск сразу, а посетите сначала смотровую площадку. Так вы не только сможете насладиться красивыми видами и сделать множество фотографий, но и дадите остыть тормозным дискам. Это позволит тормозам на спуске работать полноценно и качественно.
  • Имейте ввиду, что уклон на спуске довольно крутой. На такой дороге можно запросто перегреть тормоза автомобиля. Чтобы этого не произошло, старайтесь по возможности тормозить двигателем. На автомобилях с автоматической КП перед спуском можно выставить режим «L» (с определенной скоростью).
  • Дорога узкая и места, чтобы безопасно разъехаться двум машинам может не хватить. По возможности старайтесь пропускать вперед поднимающиеся машины, поскольку подъем намного сложнее спуска. Делать это можно, останавливаясь в местах расширения дороги «карманах». Кроме того, старайтесь держаться подальше от машин, едущих в вашем направлении. В случае непредвиденной ситуации у вас будет больший запас времени на раздумье и принятие решения.
  • Обязательно соблюдайте дистанцию со впереди идущей машиной, особенно если вы двигаетесь вверх по перевалу. Помните, что, если впереди идущий автомобиль заглохнет, ему придется сдавать назад, а сделать это при малой дистанции невозможно.

В любом случае на перевале нужно соблюдать правила движения и разумную осторожность, чтобы путешествие не принесло неприятных воспоминаний.

Организованные экскурсии и туры на перевал Кату-ярык

Если вы не любитель самостоятельных путешествий и предпочитаете, чтобы логистику и хлопоты по организации брали на себя другие, можете присмотреться к организованным поездкам в рамках тура. В зависимости от количества свободного времени, которым вы располагаете, можно выбрать как многодневный тур, когда организуется посещение различных достопримечательностей Горного Алтая, так и короткую экскурсионную поездку. В обоих случаях можно заглянуть на портал Все активные туры, где вы найдете огромное количество туров по Алтаю с различными параметрами. Даже самый требовательный путешественник будет удовлетворен, отыскав подходящее предложение от ведущих туроператоров России.


Поделиться:  
Регион: Алтай
Поход налегке
Треккинг/пеший поход 73 км ( 4 дн.)    Поход налегке (радиальные выходы) 15 км ( 1 дн.)   
Озёраx3
Горыx2
Скалыx2
Перевалx1
Регион: Алтай
Экскурсионный тур
Красивые местаx8
Перевалыx5
Памятники инженерной архитектурыx3
Водопадыx2
Другие POIx7
Регион: Алтай
Конный поход + Сплав
Порогиx8
Перевалыx3
Озёраx3
Пещерыx2
Другие POIx6
ИП Ошибков Е.В. ИНН 720301327964   ОГРНИП 311723233900163
625023, Тюмень, ул. Республики, 169 к1, офис 44.
Мы в соцсетях. Присоединяйтесь!
© 2011-2024 ИП Ошибков Евгений Валерьевич. Все права защищены. Копировать с сайта запрещено. Политика обработки персональных данных